Антон Тилевич | Моё мировоззрение

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поток развития (2) Часть вторая

 

<<< ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА

 

   3. 4. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Механизм социального управления является физическим творцом любого общества как Социальной системы, посредством которого индивиды реализуют своё Учредительное право, которое заключается в праве индивидов учредить и регулировать Социальную систему, а также определять общие направления её развития.

Механизм социального управления естественным образом возникает в момент объединения индивидов в любую социальную общность, вследствие возникновения у неё потребности в механизме, который бы осуществлял её интеграцию, регулирование и развитие.

Механизм социального управления охватывает всё общество и является источником его существования, функционирования и развития, без которого оно не существует, не функционирует и не развивается. По сути, любая полноценная социальная общность представляет собой Механизм социального управления, где каждый составляющий её индивид является в той или иной мере субъектом и/или объектом управления.

Механизм социального управления представляет собой естественную иерархическую структуру, состоящую из находящегося на её вершине Центра принятия решения, соединяющего четыре основных вертикальных механизма: Нормотворчества, Исполнения, Коммуникации, Правосудия, и регулируемых элементов внутренней организации: Вертикали управления, Модели управления и Режима управления, которые создают определённую модель этой структуры – её Форму.

Общество выбирает Форму Механизма социального управления в зависимости от условий существования и масштаба решаемых задач и направляет его исходя из своих потребностей, намерений и желаний. Деятельность Механизма социального управления определяется запросами общества, призванными направлять его действия. Исключением из этого являются только случаи, когда создание какой-либо социальной общности происходит на локальном уровне, по чьей-либо индивидуальной инициативе, с заранее установленными правилами и целью; но и в этом случае общность неизбежно будет оказывать определённое влияние на её создателя и установленные им правила и цель.

Материалом, из которого выстроен механизм социального управления, является Право — материализованная этим механизмом в виде соответствующих установленных норм совокупность принятых в обществе правил поведения, которые определяют обязательные для всех правила взаимоотношений во всех сферах его внутренней жизни и правила взаимоотношений общества с окружающим миром. Создание,  изменение и использование Механизма социального управления состоит в создании, изменении и использовании соответствующих норм права.

Залогом успешной и безопасной для общества работы Механизма социального управления является его функционирование в чётком соответствии с принципами устройства и законами окружающего мира.

 

3. 4. 1. Механизм государства

 

Высшей формой развития Механизма социального управления является Государство – Механизм социального управления развитого общества.

Механизм государства представляет собой естественную иерархическую структуру, состоящую из находящегося на её вершине Центра принятия решения – Верховной власти, соединяющего четыре основных вертикальных механизма: Нормотворчества – Нормотворческой власти, Исполнения – Административной власти, Коммуникации – Учредительной власти, Правосудия – Судебной власти; и регулируемых элементов внутренней организации: Вертикали управления, Модели управления и Режима управления, которые создают определённую модель этой структуры - Форму государства.

 

3. 4. 2. Центр принятия решения

 

Верховная власть – центр, обладающий всей полнотой власти в Социальной системе. Верховная власть осуществляет оперативное управление всем Механизмом государства при помощи постоянной выработки и принятия тактических и стратегических решений в области внутренней и внешней политики, и контроль над их исполнением. Верховная власть определяет задачи Нормотворческой и Административной властям; получает запросы от Учредительной власти и согласовывает с ней принимаемые и реализуемые государством решения; определяет параметры функционирования для Судебной власти.

Операторами центра принятия решения являются формальные и неформальные политические лидеры и высшие должностные лица государства.

 

Выдающимися операторами Центра принятия решения были, например, такие исторические личности как древние израильские цари Давид и Соломон; государственный деятель Древних Афин Перикл; древний китайский император Цинь Шихуанди; византийские императоры Константин Великий и Юстиниан Великий; первый министр Франции кардинал Ришелье; русский император Пётр Первый; «железный канцлер» германии О. ф. Бисмарк; премьер-министр Великобритании У. Черчилль; президент США Ф. Рузвельт; руководитель СССР И. Сталин; лидер Китая Дэн Сяопин.

 

3. 4. 3. Механизм нормотворчества

 

Нормотворческая власть - механизм, который осуществляет разработку и модернизацию  правовых норм и существующих на их основе общесоциальных систем и различных систем механизма государства. Правовые нормы являются тем материалом, из которого выстраиваются эти системы, образуя те или иные их модели.

Механизм государства высокоразвитого общества всегда имеет достаточно большой массив правовых норм, на основе которых выстроены общесоциальные и государственные системы. Современные высокоразвитые общества имеют сложнейшие  модели общесоциальных систем, которыми являются правовые, политические и экономические системы. Механизмы государств современных высокоразвитых обществ имеют сложнейшие  государственные системы, которыми являются такие системы, как системы безопасности и правопорядка, правосудия, материального обеспечения (налоговые системы), образования, здравоохранения и социальной защиты; системы различных технических норм: строительные, санитарные, экологические; системы и нормы охраны и реставрации предметов искусства и старины; и многие другие.

Нормотворческая власть состоит из разработчиков, которыми являются структуры и отдельные специалисты, занимающиеся разработкой и модернизацией правовых норм и существующих на их основе моделей общесоциальных и государственных систем. В высокоразвитом обществе нормотворческая деятельность требует глубоких специальных знаний в различных сферах жизни и деятельности общества, поэтому в ней участвуют специалисты, представляющие всё Ядро развития общества, а также специалисты от различных отраслей и видов деятельности общества. Заказчиками и координаторами нормотворческой деятельности являются соответствующие структуры Механизма государства.

 

Самые ранние исторические упоминания о разработке правовых норм и общесоциальных и государственных систем заключены в мифологических и религиозных концепциях их происхождения. Таковым, например, является библейское ветхозаветное право, изложенное в книгах Исход, Левит, Второзаконие, Числа. В нём для израильского общества самим Богом, через Откровение, устанавливаются нормы богопочитания, богослужения, политического устройства, общественной жизни, семейных и имущественных отношений, санитарные нормы.

История знает имена конкретных разработчиков, чьи мысли и идеи прямо или косвенно оказали существенное влияние на этот процесс. Это древнегреческий философ Аристотель; законодатель  Древней Спарты Ликург; законодатель Древних Афин Солон; мыслитель и философ древнего Китая Конфуций; один из создателей Кодекса Юстиниана византийский юрист Трибониан; создатель административной системы империи Чингиз-Хана Елюй Чуцай; деятели Просвещения Джон Локк и Шарль-Луи де Монтескье; основной разработчик Кодекса Наполеона Жан Этьен Мари Порталис; философ и экономист Карл Маркс; экономисты Джон Мейнард Кейнс, Василий Леонтьев, Милтон Фридман.

 

3. 4. 4. Механизм исполнения

 

Административная власть – механизм, который осуществляет исполнение решений в области внутренней и внешней политики.

Административная власть занимается созданием общественных благ (товаров и услуг) и осуществляет различные контрольные и распорядительные функции при помощи государственных систем созданных Нормотворческой властью, а также определяет задачи для Нормотворческой власти в рамках своих компетенций. Это такие общественные блага как правопорядок, безопасность, социальная защита, здравоохранение, образование, создание и поддержание инфраструктуры, и другие. Административная власть состоит из  государственных и негосударственных структур (подрядных организаций), которыми являются государственные органы, учреждения и организации и негосударственные подрядные организации.

Операторами Механизма исполнения являются служащие различных государственных органов, учреждений, организаций и негосударственных подрядных организаций.

История сохранила имена выдающихся операторов Административной власти. Это, например, такие исторические личности как китайский государственный деятель династии Тан - Ли Ми; французский государственный деятель времён Людовика XIV  Ж-Б. Кольбер; государственный деятель Российской Империи Пётр Столыпин; американский государственный деятель, директор ФБР Эдгар Гувер; государственный деятель Германии Людвиг Эрхард; полководцы разных стран и эпох: Сунь-Цзы; Сципион Африканский; Анри де Ла Тур д’Овернь; Александр Суворов и Георгий Жуков.

 

3. 4. 5. Механизм коммуникации

 

Учредительная власть - механизм, который осуществляет коммуникацию между обществом и Механизмом государства; при помощи данного механизма общество реализует своё Учредительное право.

Учредительная власть осуществляет три основные коммуникативные функции: трансляции запросов, согласования решений, ротации операторов.

Трансляция запросов – функция, которая отвечает за определение запросов общества, преобразование их в конкретные требования и трансляцию их Верховной власти, а также в нижестоящие локальные Центры принятия решения в Вертикали управления. В рамках данной функции Учредительная власть определяет различные задачи для Нормотворческой власти в рамках своих компетенций.

Согласование решений – функция, которая отвечает за процесс согласования между обществом, с одной стороны, и Верховной властью и нижестоящими локальными Центрами принятия решения в Вертикали управления, с другой стороны, различных принимаемых решений.

Ротация операторов – функция, которая отвечает за ротацию операторов Механизма государства.

Учредительная власть состоит из структур, которые осуществляют коммуникацию между обществом и Механизмом государства при помощи систем социального представительства созданных Нормотворческой властью. Данными структурами являются представительные органы власти - парламенты; совещательные и согласительные структуры; негосударственные структуры наделённые правом влиять на принимаемые решения; структуры, отвечающие за проведение выборов и референдумов.

Операторами Механизма коммуникации являются политические и общественные деятели, а также государственные служащие, осуществляющие свою деятельность в структурах Механизма коммуникации.

 

Различные структуры Механизма коммуникации известны с древнейших времён. Это такие парламентские структуры, как Экклесия Древней Греции; Комиции и Сенат Древнего Рима; Большой королевский совет в средневековой Европе; Земский Собор и Боярская дума в средневековой России; парламенты, избирательные органы, и совещательные общественные структуры при органах власти современных государств.

 

3. 4. 6. Механизм правосудия

 

Судебная власть – механизм, который осуществляет разрешение споров внутри общества.

Судебная власть, при помощи соответствующей системы созданной нормотворческой властью, осуществляет правосудие и исполнение судебных решений, а также определяет задачи для Нормотворческой власти в рамках своих компетенций.

Она состоит из государственных и негосударственных структур, в обязанности которых входит осуществление правосудия и исполнение судебных решений.

Операторами судебной власти являются государственные служащие, которые осуществляют правосудие и обеспечивают исполнение судебных решений.

 

Развитые системы правосудия известны с древнейших времён; их имели Древний Вавилон, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, и другие высокоразвитые общества древности.

 

* * *

 

Механизм государства состоит из двух основных типов структур: создания и обеспечения, которые составляют соответствующие органы, организации и подразделения.

Структуры создания состоят из органов, организаций и подразделений, которые занимаются  конкретным созданием общественных благ: принятия государственных решений, безопасности, правопорядка, правосудия, социальной защиты и др. Ими, например, являются высшие органы государственной власти, полицейские и армейские подразделения, судейский корпус, отделы социальной защиты, и другие. 

Структуры обеспечения состоят из органов, организаций и подразделений, которые занимаются ресурсным обеспечением структур Механизма государства: финансовым, материально-техническим, кадровым. Ими, например, являются налоговые и финансовые органы государства, кадровые подразделения, а также органы, организации и подразделения, ведающие снабжением и административно-хозяйственной частью различных государственных структур.

            

3. 4. 7. Стабильность естественной структуры механизма государства в Социальной системе

 

Естественная структура Механизма государства, которая состоит из находящегося на её вершине Центра принятия решения – Верховной власти, соединяющего четыре основных вертикальных механизма: Нормотворчества – Нормотворческой власти, Исполнения – Административной власти, Коммуникации – Учредительной власти, Правосудия – Судебной власти является общей для всех, когда-либо существовавших и существующих развитых обществ. Это наблюдается даже в тех случаях, когда принятая в обществе структура Механизма государства является искусственно созданной и не соответствует принципам устройства его естественной структуры. В этом случае она просто прорастает внутри такой искусственно созданной структуры и начинает существовать неформальным образом, что является следствием работы механизма Социальной регенерации.

Иллюстрацией этого может служить то, что происходит внутри структуры Механизма государства, выстроенной в соответствии с так называемым принципом разделения властей, в основе которого лежит одноимённая политико-правовая теория. [6] 

Согласно политико-правовой теории разделения властей Механизм государства должен состоять из трёх независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, и не иметь общего, соединяющего, управляющего и стоящего над ними Центра принятия решения – Верховной власти, обладающего всей полнотой власти в Социальной системе.

Законодательная ветвь власти в рамках данной модели структуры Механизма государства формируется на базе представительных структур Механизма коммуникации –  парламентов, тем самым, законодательная ветвь совмещает в себе два механизма естественной структуры Механизма государства: Нормотворчества и Коммуникации. При этом, собственно нормотворчеством парламенты практически не занимаются, а привлекают для этой цели широкий круг соответствующих разработчиков: штатных и приглашённых экспертов и специалистов, научные организации, которые разрабатывают для них различные законы, которые затем принимаются и рассматриваются ими практически уже в готовом виде. Аналогичным образом нормотворческий процесс происходит в  органах исполнительной ветви власти в рамках их компетенций. То есть,  нормотворческая власть активно функционирует, но существует неформально, и не оформлена в какой либо орган (ветвь) власти. 

Такое неформальное существование Нормотворческой власти всегда являлось существенным недостатком любого Механизма государства, так как это приводит к тому, что нормотворческая деятельность носит скрытый и непрозрачный для общества характер, что всегда приводит к различным злоупотреблениям в этой сфере.

Исполнительная ветвь власти в рамках данной модели Механизма государства формируется на базе административных структур Механизма исполнения: правительств, отраслевых ведомств, государственных организаций; её задачей является исполнение решений принятых законодательной ветвью власти.

Судебная ветвь власти в рамках данной модели структуры Механизма государства формируется на базе соответствующих государственных органов осуществляющих правосудие, как это и положено в естественной структуре Механизм государства, но она является независимой от других ветвей и формально не имеет над собой никакого управляющего ею центра.

Центр принятия решения – Верховная власть, который соединяет, управляет и стоит над всеми ветвями власти, в рамках данной модели структуры Механизма государства формально ликвидирован; но реальная практика показывает, что это никогда не соответствует действительности. Центр принятия решения, на который в той или иной мере ориентируются все ветви власти, существует всегда: в случае его формальной ликвидации он просто переходит в неформальное состояние внутри правящей элиты. Он может иметь большую или меньшую степень влияния, его полномочия и оперативные возможности могут быть ограниченны, он может быть полностью неформальным и не известным широкой публике, но он всегда присутствует, и те, кто заинтересован в сотрудничестве с ним, всегда его обнаружат. Переход Центра принятия решения в неформальное состояние внутри правящей элиты происходит также и в том случае, когда он формально существует, но его официальные и легитимные операторы по каким-либо причинам частично или полностью неспособны выполнять свои обязанности.

Практика показывает, что в реальности законодательная, исполнительная и судебная ветви власти никогда не будут противостоять общему курсу правящей элиты общества, а будут ему следовать и ориентироваться на него; обратное возможно только в условиях раскола и войны внутри правящей элиты, что является болезнью Социальной системы.

Также, при применении принципа разделения властей, Верховной властью декларативно принято наделять всё общество, что является одной из самых древних ошибок политической науки, так как общество может обладать только Учредительной властью, а Верховной властью оно не может обладать ни физически, ни технически. Всё общество не может быть оператором Центра принятия решения - Верховной власти, так как её задачей является оперативное управление при помощи постоянной выработки и принятия тактических и стратегических решений в области внутренней и внешней политики государства, и контроль над их исполнением. Данная задача не может осуществляться одновременно всеми индивидами составляющими общество. Физически и технически полномочия Верховной власти могут осуществляться единолично или небольшой коллегией, в которой всегда имеется определённый лидер с формальным или неформальным правом решающего голоса.  

Тем самым, несмотря на любые попытки изменить естественную структуру Механизма государства, её устройство всегда остаётся стабильно неизменным.

 

3. 4. 8. Вертикаль управления механизма государства

 

Вертикаль управления – изменяемый элемент Механизма государства. Вертикаль управления, которая присутствует в любом Механизме социального управления, как правило, имеет три основных уровня: высший, средний и нижний.

Предназначением высшего уровня является управление всей Социальной системой. Предназначением среднего уровня является управление крупными структурами среднего уровня Социальной системы.

Предназначением нижнего уровня является управление мелкими структурами нижнего уровня Социальной системы.

Вертикаль управления может быть двух типов: централизованной и децентрализованной.

Тип централизации определяет степень свободы нижестоящих уровней в принятии ими самостоятельных решений: в централизованной Вертикали управления такой свободы меньше, в децентрализованной Вертикали - больше.

Иллюстрацией данных типов вертикалей управления являются армейские и сетевые структуры.  

Вертикаль управления Механизма государства представляет собой форму государственного устройства – способ административно-территориальной организации. В подавляющем большинстве случаев она имеет три основных уровня управления:  центральный, территориальный и местный. Исключением могут быть лишь Вертикали управления карликовых государств, где могут отсутствовать нижние уровни.

Центральный уровень – высший уровень управления - обеспечивает управление всем государством.

Территориальный уровень – средний уровень управления - обеспечивает управление территориальных образований входящих в состав государства.

Местный уровень – нижний уровень управления - обеспечивает управление территориальных единиц,  входящих в состав территориальных образований. Местный уровень также может иметь нижестоящие уровни управления входящих в его состав более мелких территориальных единиц.

Вертикаль управления Механизма государства, в зависимости от распределения полномочий между его уровнями, может быть двух типов: централизованной или децентрализованной. В мире существуют три вида государств, один простой: унитарный, и два сложных: федеративный и конфедеративный.

Каждая Вертикаль управления Механизма государства при использовании её каким-либо обществом приобретает в нём свою собственную специфику, свойственную данному конкретному обществу.

 

3. 4. 9. Модель управления механизма государства

 

Модель управления -  изменяемый элемент Механизм государства. Механизм социального управления, в том числе и его высшая форма – Механизм государства, всегда имел три базовые модели управления: поликратию, олигократию и монократию, которые, в зависимости от типа, содержат элементы друг друга.

 

Поликратия (греч. poli - множественность, и  kratos - власть) – модель, в которой общество постоянно и непосредственно осуществляет функции Механизма коммуникации.

Её функциональной особенностью является то, что она позволяет максимально быстро получить и удовлетворить все запросы общества, так как оно максимально полно, постоянно и непосредственно участвует в работе Механизм коммуникации.  

Эта модель может существовать только в  небольшом по численности или недостаточно развитом обществе с низким уровнем разделения труда, так как только в таких условиях возможно максимально полное, постоянное и непосредственное участие всего общества в работе Механизм коммуникации, когда можно обойтись без какого либо представительства и специальных профессиональных навыков, необходимых для работы операторами на различных позициях внутри Механизма государства, или иметь эти навыки в незначительных количествах.

Элементы поликратии присутствуют в неограниченном типе олигократии и ограниченном типе монократии.

Поликратия существует в двух типах: неограниченном и ограниченном.

Неограниченная поликратия - прямая неограниченная демократия – тип, при котором Механизм коммуникации формируется из всего общества, которое непосредственно и постоянно осуществляет все его функции без какого либо представительства и ограничений. Неограниченная поликратия является очень редким, практически никогда не существовавшим в реальности типом, так как она требует формирования Механизма коммуникации из всех членов общества, без какого либо представительства и ограничений, и требует от них полного, постоянного и непосредственного участия в его работе.

Иллюстрацией неограниченной поликратии может служить семья, состоящая из взрослых полноправных индивидов одного возраста, постоянно принимающих общие решения на основе консенсуса. 

Ограниченная поликратия – прямая ограниченная демократия - тип с элементами олигократии, при котором Механизм коммуникации формируется из большинства общества, но с определёнными ограничениями и элементами представительства.

Иллюстрацией ограниченной поликратии может служить Афинская демократия, где структура Механизма коммуникации - Экклесия формировалась из всех полноправных граждан, за исключением детей, женщин и рабов. Тем самым полноправный гражданин фактически представлял уже не только самого себя, но и определённую, зависящую от его волеизъявлений группу:  родственников, не имевших права участия в управлении полисом, а также принадлежащих ему рабов. Кроме того, в Афинах существовал представительный орган – Булэ («совет пятисот»), который занимался текущими делами между экклесиями.

 

Олигократия (греч. oligos - немногий, и kratos - власть) –  модель, в которой общество осуществляет функции Механизма коммуникации через своих представителей.

Её функциональной особенностью является то, что она позволяет максимально удовлетворить запросы общества, без его полного, постоянного и непосредственного участия в работе Механизма коммуникации, что, например, не представляется возможным в многочисленном обществе и обществе с высоким уровнем разделения труда.

Элементы олигократии присутствуют в ограниченном типе поликратии и всех типах монократии. 

Олигократия  существует в двух типах: неограниченном и ограниченном.

Неограниченная олигократия - представительная демократия – тип с элементами поликратии, при котором Механизм коммуникации формируется из представителей,  представляющих интересы всего общества, которым передана большая часть его основных функций; при этом некоторые функции Механизма коммуникации общество осуществляет непосредственно само.

Иллюстрацией неограниченной олигократии служат государства с представительной демократией: парламентарные конституционные фиктивные монархии и республики, а также президентские республики, где существуют сильные всенародно избранные представительные органы – парламенты; высшие должностные лица государств избираются всенародным голосованием или назначаются парламентскими структурами; проводятся референдумы. Это, например, такие современные государства, как государства Евроатлантической цивилизации.     

Ограниченная олигократия – олигархия - тип, при котором Механизм коммуникации формируется из ограниченного круга представителей, представляющих только привилегированные слои общества, которым полностью переданы его основные функции.

Иллюстрацией ограниченной олигократии служат аристократические и олигархические государства прошлого, такие, например, как Древняя Спарта; Венецианская и Флорентийская республики в Средних веках. Сюда же фактически относятся неабсолютные виды феодальных монархий.

 

Монократия (греч. monos - один, и kratos - власть) – модель, в которой общество полностью или частично поручает осуществлять функции Механизма коммуникации основному оператору Центра принятия решения – Верховному правителю.

Её функциональной особенностью является потенциально высокая скорость принятия управленческих решений внутри Социальной системы за счёт полного или частичного сосредоточения всех функций Механизма коммуникации в руках Верховного правителя, что, например, требуется обществам, находящимся в тяжёлых условиях существования или решающим какую либо масштабную задачу развития.  

Монократия существует в двух типах: неограниченном и ограниченном.

Неограниченная монократия – абсолютная наследственная монархия - тип, при котором Верховный правитель единолично осуществляет все основные функции Механизма коммуникации.

Неограниченная монократия никогда не существовала в чистом виде, так как при любом, даже самом единоличном правителе, всегда существует определённая формальная или неформальная структура, которая помогает ему вырабатывать и принимать решения. Он в любом случае вынужден прислушиваться к её мнению и согласовывать с ней принимаемые решения. Данная структура служит ему ещё и механизмом обратной связи с обществом, а этот механизм технически необходим любому, даже самому единоличному правителю. Также, эта структура, при определённых условиях, способна влиять и на процесс ротации единоличного наследственного Верховного правителя. Как правило, индивиды, входящие в эту структуру, представляют привилегированные слои общества. По этим причинам в любой, даже самой неограниченной монократии всегда будет присутствовать элемент ограниченной олигократии.

Иллюстрацией неограниченной монократии служат абсолютные наследственные монархии.

Ограниченная монократия – тип с элементами поликратии и олигократии, при котором Верховный правитель осуществляет только определённую часть основных функций Механизма коммуникации; другую часть этих функций, напрямую или через представителей, осуществляет само общество. Распределение основных функций Механизма коммуникации между Верховным правителем и обществом зависит от вида ограниченной монократии: наследственной  или выборной.

Ограниченная наследственная монократия – дуалистическая монархия – вид, при котором наследственный Верховный правитель делит основные функции Механизма коммуникации со всем обществом в строго определённых пропорциях.

Иллюстрацией здесь служат современные дуалистические конституционные монархии, в  рамках которых, при сохранении самых широких полномочий наследственного монарха существуют развитые парламентские структуры с чётко определённым набором полномочий, которые, во многом, ориентируются в своей деятельности на волю монарха. Это, например, такие современные государства как Бахрейн, Иордания, Кувейт и др.

Ограниченная выборная монократия – лидерская (авторитарная) демократия - вид, при котором всенародно избираемый Верховный правитель делит основные функции Механизма коммуникации со всем обществом в строго определённых пропорциях.  

Иллюстрацией здесь служат современные лидерские (авторитарные) демократии. В их рамках, через прямые свободные выборы или через всенародно избранных представителей вся полнота власти вручается лидеру общества - высшему руководителю государства: премьер-министру, президенту, лидеру страны или правящей партии. Парламенты в лидерских демократиях имеют чисто функциональное  значение и частично или полностью ориентируются в своей деятельности на волю высшего руководителя государства. Также, в них могут проводиться выборы руководителей администраций территориальных и местных уровней Вертикали управления, если государство является децентрализованным унитарным или федеративным. Лидерскими (авторитарными) демократиями являются такие современные государства как Россия, Белоруссия, Сингапур, Китай, Иран и другие.

 

С точки зрения демократии (греч. dеmos – народ, и krátos — власть), демократическими типами базовых моделей являются  неограниченная и ограниченная поликратия, неограниченная олигократия, ограниченная монократия; недемократическими - ограниченная олигократия и неограниченная монократия.

В современном мире неограниченные олигократии, как правило, свойственны государствам Запада; ограниченные монократии – государствам Востока.

 

Каждая модель управления Механизма государства при использовании её каким-либо обществом приобретает в нём свою собственную специфику, свойственную данному конкретному обществу.

 

3. 4. 10. Режим управления механизма государства

 

Режим управления - изменяемый элемент Механизм государства. Режим управления представляет собой способ, с помощью которого Механизм государства управляет Социальной системой. Режим управления имеет три типа: жёсткий, выборочный и слабый, каждый из которых может иметь три степени: высокую, среднюю и низкую.

Жёсткий режим управления - отличается жёсткой государственной регламентацией поведения внутри Социальной системы и активным вмешательством государственных структур во все сферы общественной и частной жизни индивидов. Осуществляется путём тотального подчинения, жёсткой регламентации и полного контроля над всеми сферами жизни и деятельности объектов управления - индивидов и организаций. Данный режим может иметь разные степени жёсткости.

Иллюстрацией здесь могут служить современные коммунистическая Северная Корея, где существует самая высокая степень жёсткого режима управления, а также коммунистическая Куба, где существует низкая степень жёсткого режима управления.

Выборочный режим управления – отличается выборочной государственной регламентацией поведения внутри Социальной системы и выборочным вмешательством государственных структур в различные сферы общественной и частной жизни индивидов. Данный режим может иметь разные степени выборочности. Является самым распространённым.

Иллюстрацией здесь могут служить современные государства обществ Китая и Ирана, где существует высокая степень выборочного режима управления, а также большая часть государств обществ Евроатлантической цивилизации, где существует низкая степень выборочного режима управления.     

Слабый режим управления - отличается низкой государственной регламентацией поведения внутри Социальной системы и небольшим вмешательством государства в различные сферы общественной и частной жизни индивидов, или их отсутствием. Слабый режим управления обычно наблюдается в парализованных, полуразрушенных и разрушенных государствах. Данный режим может иметь разные степени слабости.

Иллюстрацией здесь могут служить некоторые современные африканские государства, правительство которых с большим трудом, очень слабо или практически совсем не контролируют собственную территорию, население и большую часть отраслей экономики.   

 

Каждый режим управления Механизма государства при использовании её каким-либо обществом приобретает в нём свою собственную специфику, свойственную данному конкретному обществу.

 

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА >>>

 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz